Понемногу обо всем 3 - Потехе Час

Этот сайт заставит вас улыбнуться и узнать много интерестного
ПОТЕХЕ ЧАС
ПОТЕХЕ ЧАС
ПОТЕХЕ ЧАС
Перейти к контенту
Любознательным > Понемногу обо всем
ПОНЕМНОГУ ОБО ВСЕМ...

ИСТОРИЯ ОДНОЙ МЕДАЛИ

В конце русско-японской войны главный штаб русской армии составил на «высочайшее имя» докладную записку, в которой предлагал учредить медаль для награждения всех участников войны.
К записке прилагался проект медали. На лицевой стороне был выбит библейский символ (всевидящее око), обрамленный треугольными лучами, а внизу цифры «1904—1905». На оборотной стороне медали была надпись: «Да вознесет вас господь».
В это время поднималась волна первой русской революции.
Считая вопрос о медали несвоевременным, царь решил отложить разговор о ней. На полях докладной записки он написал карандашом: «В свое время доложить». Слова «В свое время» случайно пришлись как раз против строчки текста: «Да вознесет вас господь».
Продажные чиновники в служебном рвении не поняли резолюции Николая II и присоединили его слова к тексту медали. В результате на медали появилась нелепая надпись: «Да вознесет вас господь в свое время».
Так царское самодержавие отблагодарило участников войны.

ЧЕМ СТАРШЕ... ТЕМ МОЛОЖЕ

Жители архипелага Мергуи в Южной Бирме с каждым годом... молодеют.
Достигается это с помощью весьма простой арифметической операции.
Ребенок, рождающийся на этих островах, считается сразу... шестидесятилетним. Когда ему исполняется один год, то этот год не прибавляется к его возрасту, а вычитается из него: годовалому ребенку на архипелаге Мергуи пятьдесят девять лет.
Таким образом, самые уважаемые и мудрые люди здесь имеют «возраст» в пять-десять лет.
Но как быть, если человек прожил больше шестидесяти лет?
Очень просто. В день, когда жителю Мергуи исполняется по местному исчислению «ноль лет», ему добавляют еще десять и он может начинать молодеть снова.

РОЖДЕНИЕ ПОЧТОВОЙ МАРКИ

Однажды, повествует легенда, в 1836 году член палаты общин английского парламента сэр Ролланд Хилл путешествовал по Ирландии. Остановившись в гостинице маленького местечка, он увидел, как почтальон вручил служанке письмо. Повертев конверт в руках, девушка вернула его обратно. У нее не было шиллинга, которым, по правилам того времени, надлежало оплатить доставку.
Узнав, что хорошенькая ирландка не может выкупить письма от жениха, Ролланд Хилл протянул ей шиллинг. Девушка поблагодарила, но денег не взяла. После того, как почтальон ушел, служанка рассказала путешественнику о хитрости, придуманной ею вместе с ее женихом. На конверте рядом с адресом они ставят незаметные для других условные значки, по которым узнают новости друг о друге. Достаточно подержать в руках конверт, и дорогостоящую доставку письма можно не оплачивать.
Конец легенды угадать нетрудно. Хилл задумался о несовершенстве почтовой связи и вскоре провел в парламенте закон о ее реформе. За письмо весом в пол-унции он предложил единую плату - одно пенни. Почта стала общедоступной и массовой. Хилл рассчитал точно: государство не только не понесло убытков, но, напротив, выгадало, так как доход от почты значительно возрос.
Узнав о проекте, другой англичанин, книготорговец Чалмерс, развил его дальше. Для облегчения техники расчетов он предложил ввести знак почтовой оплаты — ту самую квитанцию, которую и по сей день наклеивают на конверт. Так в 1840 году появилась на свет первая в мире почтовая марка, украшенная портретом английской королевы Виктории.
Заслуги Хилла и Чалмерса не вызывают сомнения. И все же, конечно, дело обстоит несколько иначе, чем об этом рассказывается в традиционной легенде об изобретении марок.
Еще за двести лет до Чалмерса и Хилла, в XVII веке, французский король отдал парижскую почту на откуп некоему де Балайе. Откупщик ввел почтовые билеты стоимостью в одно су, получив тем самым право возглавлять шеренгу изобретателей марки.
В XVIII веке нашелся еще один изобретатель — шведский инженер Трефтенберг. Он тоже выступил с идеей создать знак почтовой оплаты. Но его проект не был принят.
А в XIX столетии, за два десятка лет до Чалмерса и Хилла, в Сардинии появились штемпелеванные конверты. Штемпель по сути был той же маркой.
Однако все эти изобретения прожили недолго и не получили достаточного распространения. Почему? Да потому, что еще не настало время, не было еще острой не­обходимости в почтовой марке.
В совершенно ином положении оказались в середине XIX века реорганизаторы английской почты. Англия того времени была страной с самой обширной, самой развитой в мире торговлей. Главными клиентами английской почты были купцы. Но громоздкая система связи с ее исключительно высокими тарифами приводила к тому, что даже купцы старались обойтись без услуг почты. У некоторых из них число писем, отправленных по почте, не превышало 8—10 процентов всей корреспонденции. С появлением марки почта стала доступной всем.
...Легенда говорит не о купцах, а о влюбленных. Однако факты против красивого вымысла. Недаром ведь после смерти Хилла именно купцы поставили ему памятник, причем воздвигли они этот памятник против лондонской биржи.

Назад к содержимому